Российский строительный комплекс

Порой санкции, наложенные на российскую экономику, отзываются самым удивительным образом. Вот, к примеру, российские сталелитейщики столкнулись с трудностями допуска на западные рынки. И решили активнее работать на рынке отечественном. Выигравшей стороной, вероятно, окажется строительная отрасль.

Созданная недавно Ассоциация развития стального строительства (АРСС) своей задачей называет «расширение использования металлоконструкций во всех видах гражданского и промышленного строительства». Почему металлурги обратились к не самому традиционному для них рынку, понять несложно. Да, наши сталепроизводители предлагают вполне конкурентоспособный на мировом рынке продукт. Но, во-первых, есть санкции, благодаря которым наши компании выдавливают и будут выдавливать с рынков. Во-вторых, совершенно не очевидны перспективы самой мировой экономики: тут и без санкций дела неважные. Вывод прост: чтобы жить и развиваться, надо, с одной стороны, искать новые зарубежные рынки, а с другой – активнее осваивать собственный.

Планам Ассоциации, взглядам ее участников на перспективы развития экономики вообще и стальной отрасли в частности был посвящен брифинг, привлекший большое внимание средств массовой информации. Его участниками стали представители крупнейших производителей стали, а также девелоперы, члены научно-исследовательского, архитектурно-проектного сообщества.

Председателем Совета директоров Ассоциации стального строительства избран И.Ведяков, директор ЦНИИСК им. Кучеренко. Генеральным директором АРСС стал Дмитрий Еремеев, ЕВРАЗ. В Совет директоров АРСС входят также по одному представителю от компаний ОМК и «Мечел», два представителя заводов металлоконструкций и два представителя архитектурно-проектного сообщества.

Надо сказать, домостроение с применением стальных конструкций «старше» монолитного домостроения. Если говорить о нашей стране, достаточно привести в качестве примера такие значительные образцы, как Шуховская башня, здание МИДа, гостиница «Украина», главный корпус МГУ. Казалось бы, у строительной отрасли есть ясная дорога, которой и следует идти, тем более, что опыт был накоплен большой и удачный. И все-таки после войны развитие строительства пошло другим путем.

Как заметил Денис Конин, зав. сектором высотных зданий и сооружений ЦНИИСК им. Кучеренко, все ресурсы страны шли в ту пору на обеспечение безопасности, для чего требовалось много металла. В то время проектировщики получали премии, если находили способ сократить использование металла в проекте, так что строительство с использованием металлических каркасов носило единичный характер. Интересно, что о том же, но применительно к Великобритании, говорил на брифинге и Габриэль Хайд, глава представительства ARUP в России: по его словам, английская экономика тоже развивалась с учетом первоочередного выполнения задач по обеспечению безопасности. Другой вопрос, что в странах Европы давно уже начали активно развивать стальное строительство, тогда как наша страна все еще строит в соответствии с правилами пятидесятилетней давности.

Как отметил Владислав Васильев, генеральный директор компании «Северсталь Стальные решения», в России доля построек на стальном каркасе не превышает 15% (включая индивидуальное жилое строительство). И это в то время, как на Западе средняя доля составляет 60%. Стоит сказать, что, к примеру, лондонский Сити чуть ли не на 100% построен на стальном каркасе.

Строительство гражданских объектов на стальном каркасе в России:
Гостиный двор
Киевский вокзал
Сталинские высотки
Центр международной торговли
Дом музыки
Крокус-сити

Строительство гражданских объектов на стальном каркасе за рубежом:
The Shard, London
World Foinancial Center, Shanghai
Art Musuem Bilbao, Spain
Central railway station, Berlin

Доля зданий на стальном каркасе:
Россия - 13%
Англия - 68%
США - 65%
Швеция - 65%
Норвегия - 48%

Самим металлургам увеличение доли стального строительства выгодно, тут сомнений нет. Александр Эренбург, директор по развитию ЕВРАЗ, «Дивизион Сталь», прямо сказал, что, конечно, и его компании, и другим производителям хотелось бы продавать больше металла на внутреннем рынке. Это и проще, и перспективнее, ведь наш рынок огромен. Именно поэтому сталелитейщики, вообще-то являющиеся конкурентами друг с другом, так охотно объединились в Ассоциацию: общие проблемы лучше преодолевать сообща. Владислав Васильев добавил, что увеличение доли металлокаркаса всего на 1% потребует производства 70–90 тыс. тонн стали дополнительно, а если доля увеличится на 10%, это даст возможность построить новый крупный сталелитейный завод. Думается, подобные цифры окончательно снимают вопрос о том, действительно ли производители металла пришли на строительный рынок всерьез и надолго.

Итак, с металлургами все ясно. Но вот выгоден ли переход на эту технологию самим строителям? Покупателям недвижимости? Пожалуй, и на этот вопрос можно ответить положительно. Да, безусловно, металл дороже бетона. 1 тонна каркаса металлоконструкций стоит 2 тыс. долларов, и этот объем равен 14 тоннам батона + 0,5 тонны арматуры, что в совокупности стоит всего лишь 300 долл. Но никто не отменял такого важнейшего показателя, как время! Как заметил Вадим Варвянский, председатель совета директоров девелоперской компании «Доступное жилье», срок строительства типового 10-этажного дома с применением металлического каркаса – 6 (шесть) месяцев. Если учесть, что при использовании бетона всегда вылетают из работы три зимних месяца, разница становится еще более ощутимой.

Здесь же стоит сказать о том, что каркас изготавливается на заводе с соответствующим качеством и все, что надо сделать, – доставить его на место и собрать. Да, процесс строительства во многом превращается в процесс сборки. Такая работа требует меньше рабочих, меньше транспорта и оставляет куда меньше отходов.

Сталелитейщики убеждены: при увеличении объемов строительства на основе стального каркаса общее соотношение цены строительства поменяет вектор. То есть строить на каркасе станет более выгодно, чем использовать панель и монолит. Разумеется, никто не говорит, что надо отказаться от привычного домостроения с использованием бетона. Но сам факт, что равноправными станут две различные технологии, которые будут конкурировать и бороться за потребителя, – можно только приветствовать.

Что мешает росту доли домостроения с использованием стального каркаса? Пожалуй, есть две основные причины. Во-первых, недостаток специалистов. Да, у нас реализуются стальные проекты, но их чрезвычайно мало, потому-то все специалисты наперечет. При увеличении объемов эта проблема станет заметной. Впрочем, она не критична. Во-первых, можно пригласить специалистов из-за рубежа. Во-вторых, готовить молодежь. На это уйдет время, но ведь металлический каркас, хочется надеяться, не мода, а долгосрочный тренд. Значит, надо учиться.

Вторая причина, препятствующая росту стального строительства, носит исключительно психологический характер. Все-таки мы привыкли к тому, что хороший, удобный для жизни дом сделан из дерева. Или из кирпича. Чуть хуже, но тоже приемлем монолит. Но жить внутри железа? На самом деле это, конечно, заблуждение. Железный только каркас, и ни малейшего вреда здоровью он нанести не может. Можно ли преодолеть это предубеждение? Бесспорно. Только этим надо заниматься.

До недавнего времени металлоконструкции использовались в основном в коммерческом строительстве (офисные здания, торговые, логистические центры), и в этой сфере наработан немалый опыт. Однако, как замечает Денис Конин из ЦНИИСК им. Кучеренко, уже существуют и современные российские разработки, которые позволят металлургам в содружестве с девелоперами активно осваивать сектор жилищного строительства.

Самой активной стороной в продвижении стального домостроения, понятно, являются сами металлурги. Они не стали ждать, когда строители дозреют до того, чтобы обратиться к ним с предложением о сотрудничестве. Металлургические компании решили действовать совместно. Созданная ими Ассоциация развития стального строительства на 90% будет финансироваться крупнейшими компаниями – ЕВРАЗом, Мечелом, ОМК. Они знают, зачем вкладывают деньги. Они убеждены: эти средства вернутся сторицей. При этом сам облик строительной отрасли может претерпеть значительные изменения. Согласитесь, когда процесс строительства начинает занимать недели, а не годы, это уже другой бизнес, другая жизнь и, в общем-то, другая страна. 

Источник

Фотографии



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Яндекс.Метрика