Российская газета

В этом году доля инновационных товаров, услуг и работ в строительстве, как считают в Минстрое, должна достигнуть 20 процентов.

При возведении зданий используют различные технологии, в том числе с применением различных каменных, бетонных, а также деревянных конструкций. Однако все чаще в промышленном строительстве используются элементы стальных конструкций.

Европейская практика строительства зданий из стали пока опережает российскую. Побывав в прошлом году в Стокгольме, я своими глазами увидела, как могут выглядеть стальные технологии в современном исполнении. Журналистам показали новенький шведский футбольный стадион Friends Arena, который способен разместить от 50 до 60 тысяч человек. Его изюминка - раздвигающаяся крыша, особенностью конструкции стало применение высокопрочной стали и инновационных архитектурных решений, которые позволили облегчить конструкцию крыши арены на 585 тонн и сократить расходы на строительство более чем на 2,2 миллиона евро. Большой плюс - относительно низкая стоимость конструкции за счет использования высокопрочной стали и быстрая установка (практически все соединения выполнены с помощью болтов). Главный архитектор этого проекта Ларс Седерфельдт рассказал, что всего в мире построено не больше десяти подобных арен с крышами из высокопрочной стали, что является сегодня одним из примеров инновационного решения. Ведь при кажущейся легкости конструкции толщина пластин на потолке составляет три метра.

Это, как и другие промышленные здания, построенные по технологиям финской компании Ruukki, которая имеет свою производственную площадку в Обнинске, достойная альтернатива железобетонным или кирпичным промышленным зданиям.

По мнению руководителя аппарата Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) Виктора Прядеина, технология возведения зданий с использованием стальных конструкций универсальна, она может применяться во всех видах гражданского и промышленного строительства.

- В сегменте быстровозводимого строительства активно развивается применение металлоконструкций из холодногнутых профилей с применением оцинкованного стального листа толщиной до четырех миллиметров, - рассказал «РГ» Виктор Прядеин. - Этот вид металлоконструкций в советский период развивался слабо из-за отсутствия отечественных разработок в области машиностроения. В промышленно развитых странах налажен выпуск станков и оборудования для производства элементов конструкций из металла, оснащенных программным управлением. Это позволяет с высокой точностью изготавливать все элементы будущего здания, обеспечивать необходимой маркировкой и доставлять на строительную площадку. При таком технологическом процессе сроки возведения здания значительно сокращаются.

Между тем, как считают в Ассоциации развития стального строительства (АРСС), именно для таких легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) толщиной до 4 мм отсутствуют нормы проектирования зданий из подобных конструкций. По мнению Виктора Прядеина, именно это является одной из причин низкого спроса на технологии по возведению зданий и сооружений с использованием стальных конструкций, а именно холодногнутых профилей. И добавил, что разработка такого документа предусмотрена в плане работы Минстроя России.

«В Европе для проектирования тонких стальных конструкций уже давно применяются специальные нормы DIN и Eurocode, - пояснил «РГ» руководитель Инженерного центра АРСС Алексей Яковлев. - В России существуют государственные нормативы для металлоконструкций толщиной от 4 мм и выше, но для ЛСТК своды правил отсутствуют».

Как говорят специалисты, именно по этой причине легкие стальные конструкции в строительстве общественных зданий пока крайне редки. Строителям невыгодно связываться с такими проектами, так как они с трудом проходят государственную экспертизу, сильно увеличивается срок сдачи-приемки зданий.

Более тяжелые конструкции из горячекатаного листового и фасонного проката получили неплохое распространение в России. «Они экономичнее традиционных стальных и железобетонных решений благодаря совместной работе элементов стального каркаса и железобетона, - рассказал руководитель проектов Инженерного центра АРСС Андрей Сосков. - Именно поэтому сталежелезобетонные конструкции довольно широко применяются в настоящее время во всем мире».

В начале этого года профессиональным сообществом были разработаны правила проектирования сталежелезобетонных конструкций. Напомним, к таким конструкциям относятся железобетонные перекрытия (как монолитные, так и сборные), работающие совместно со стальными балками; трубобетонные конструкции (стальная труба, заполняемая бетоном таким образом, чтобы обеспечивалось сцепление стали трубы и бетона); железобетонные конструкции с тяжелым стальным сердечником (например, из двутавра или спаренного швеллера).

В конце апреля прошли публичные слушания по первой редакции документа, разработчики собрали замечания и сейчас вносятся корректировки в правила.

Ожидается, что вторая редакция документа увидит свет в конце мая - начале июня, публичные слушания по ней продлятся до начала августа. Таким образом, окончательная редакция свода правил проектирования сталежелезобетонных конструкций ожидается уже осенью этого года.

Кроме того, в АРСС сейчас работают над национальными стандартами (ГОСТ), с которыми будет связан этот нормативный документ. Это стандарты на металлургическую продукцию (сварные трубы, горячекатаный двутавр) и на изделия, обеспечивающие совместную работу стали и железобетона (уголковые упоры, стад-болты) в сталежелезобетонных конструкциях.

Справка «РГ»
Застройщики, выбравшие технологию строительства на металлокаркасе, смогут получить до шести процентов экономии по сравнению с другими технологиями.
Такой вариант предусматривается программой поддержки пилотных проектов для девелоперов. Причем Ассоциация стального строительства возьмет на себя бесплатную разработку конструктивной концепции проекта, расчет себестоимости строительства и сравнение металлокаркаса с панелью и монолитом, а также поможет подобрать подрядчиков для реализации проекта. Программа проводится при активном участии таких металлургических компаний, как ЕВРАЗ, Мечел, ОМК. Их представители уже заявили, что готовы поддержать девелоперов, которые выберут строительство на стальном каркасе, и предоставить специальные условия ценообразования.

Источник

Фотографии



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Яндекс.Метрика