STROY.EXPERT

Продукция металлургической промышленности находит применение во многих отраслях отечественной экономики, не последнюю роль играет и в возведении зданий и сооружений, причем не только промышленного назначения, но и гражданских объектов. Нынешнюю «Тему недели» редакция STROY.EXPERT подготовила совместно с Ассоциацией развития стального строительства (АРСС). В названии фигурирует формулировка «нетрадиционные решения», поскольку порой проектировщикам и строителям приходится идти на самые нестандартные решения, расширяя сферу применения металлургической продукции.

Главное сырье

Производство материалов для строительства все чаще рассматривают в тандеме с металлургической промышленностью. Основным исходным сырьем для получения черных металлов, которые впоследствии используются для создания металлокаркасов и идут на возведение объектов строительства, являются железная руда, марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов. Низколигированная сталь (самый высокотехнологичный сплав с содержанием легирующих элементов менее 3%) получила самое широкое применение в строительстве. Ключевая особенность – в ее состав входят недорогие легирующие элементы, которые отличаются низкой склонностью к разрушению и повышенной прочностью. Именно поэтому использовать низколегированные стали в строительстве крайне выгодно – это позволяет значительно сократить общую массу строительных конструкций и получить существенную экономию металла.

Применяется металлургическая продукция при возведении промышленных объектов, высотных зданий, жилых комплексов средней и низкой этажности, многофункциональных комплексов, инфраструктурных объектов (паркингов, спортивных сооружении), социальных объектов и в мостостроении.

Реновация нам поможет?

По мнению экспертов из АРСС нынешнему рынку стального строительства поможет программа реновации. Сейчас производство металлоконструкций для строительства зданий и сооружений в России занимает минимальную долю среди европейских стран – 3% против 60% (объем производства стальных компонентов в 2016 году составил не более 2,1 млн тонн, в то время как в Великобритании произвели 41 млн тонн, в Нидерландах – 66 млн тонн). Однако специалисты прогнозируют в ближайшее время ежегодный рост рынка хотя бы на 10-15%.

«Рост конкуренции на рынке столичной жилой недвижимости, повышение стоимости традиционных стройматериалов и снижение рентабельности девелоперского бизнеса стали катализаторами для поиска новых эффективных решений. Кроме того, в последние годы в России образовался избыток мощностей по производству стали, а также снизилась ее стоимость на мировом рынке. Поэтому некоторые девелоперы, видя перспективы технологии строительства на металлокаркасе, стали внедрять ее на российском рынке», - говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». По ее словам, возрождающаяся популярность «стального строительства» объясняется целым рядом преимуществ, которые оно имеет по сравнению с другими технологиями: снижение стоимости квадратного метра, сокращение сроков строительства, разнообразие планировочных решений, возможность строительства на проблемных участках, экологическая безопасность.

«Три кита» применения стальных конструкция в строительстве

1. Скорость. Высокие темпы строительства позволяют возводить «коробку» здания в сжатые сроки. Потенциальные жители смогут въехать в квартиру уже спустя 8 месяцев с момента начала строительства здания на металлокаркасе.

2. Конкурентная себестоимость. Технология возведения домов сводится к сухой всесезонной «сборке» заготовок заводского качества при использовании только кранов на автомобильном шасси. Также фиксируется экономия на спецтехнике и уменьшении требуемого количества специалистов высокой квалификации. Все это позволяет снизить себестоимость строительства одного квадратного метра площади.

3. Дополнительные возможности. Отсутствие несущих стен в зданиях на металлокаркасе позволяет реализовывать любую поэтажную квартирографию и увеличивать продаваемую площадь здания до 10%. По качественным характеристикам (теплоизоляции, звукоизоляции, огнестойкости) здания, реализованные на стальном каркасе, не уступают характеристикам зданий, построенных по классическим технологиям.

Однако, несмотря на преимущества этого вида продукции применительно к возведению зданий и сооружений, эксперты выделяют и ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

Новые решения: Алюминий и мосты

Говоря о применении металлургической продукции, нельзя не упомянуть о «крылатом металле» - алюминии, который в последнее время становится весьма востребованный в строительных отраслях. Здесь назрело немало проблем, на которых мы не будем останавливаться подробно. О перспективах и проблематике применения этого металла STROY.EXPERT рассказывал в одной из предыдущих «Тем недели». Хотелось бы затронуть один их аспектов применения алюминия в строительстве, о котором мало кто в России сегодня знает, - алюминиевом мостостроении.

По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, сейчас в России построено и строится немало металлических мостов, но практически все они - из стали, тогда как алюминиевых мостов всего три. Первый из них, Коломенский мост в Санкт-Петербурге, был сооружен еще в 1968-1969 годах (длина - около 38 м, ширина — 27,5 м). Второй мост был открыт в конце июня нынешнего года в деревне Афонино, расположенной практически рядом с Нижним Новгородом (длина - 38 м, ширина - 6,5 м). Там же в ночь с 13 на 14 июля был поставлен третий алюминиевый мост с аналогичными параметрами. Все три моста являются пешеходными.

«За границей алюминиевые мосты, как пешеходные, так и автомобильные, очень популярны, - говорит г-н Хазанов. Впервые алюминий был использован в конструкции Смилтфилдского моста в Питтсбурге (США) в далеком 1939 году: тогда ряд его стальных элементов был заменен на алюминиевые, после чего его масса существенно снизилась. Более того, по нему спокойно ездили автомобили и троллейбусы. Мост же целиком сделанный из алюминия был возведен в 1946 году в городе Массене (США), причем по нему было организовано движение железнодорожных составов для расположенного неподалеку алюминиевого завода. С тех пор алюминиевые мосты строятся и в Северной Америке, и в Европе, и в Азии». По мнению эксперта алюминиевые мосты имеют неоспоримые преимущества – их гораздо легче перевозить, монтаж и установка занимает гораздо меньше времени. В то же время стальные мосты тяжелее алюминиевых, их конструкции сложнее транспортировать, поэтому в районах Сибири и Дальнего Востока России есть реальный экономический смысл переходить на алюминиевые мосты.

Впрочем, пока в России алюминиевое мостостроение неразвито в силу сложившегося стереотипа о дешевизне стальных мостов. Мало кто задумывается, что через непродолжительное время после установки стальным конструкциям может потребоваться ремонт. А значит полная эксплуатационная стоимость алюминиевого моста (включающая в себя затраты на его сооружение и последующее использование, поддержание в нормальном состоянии) в действительности оказывается ниже стального. Для увеличения количества алюминиевых мостов необходима разработка отдельного свода правил. Как только он будет создан и принят, барьер на пути массового строительства мостов из крылатого металла будет снят.

С доводами о преимуществах алюминиевых конструкций не вполне согласен Дмитрий Харламов, генеральный директор ООО «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ». Авторскую колонку эксперта, посвящённую перспективам применения металлоконструкций в мостостроении читайте в рубрике «Экспертные статьи».

Легкие, стальные, тонкостенные...

Легкие тонкостенные конструкции являются довольно популярным видом стальных конструкций в мире и у нас в стране. Их используют для несущих конструкций зданий различного назначения, а также для ограждающих конструкций (фасадов, перегородок).

Экономические показатели строительства из легких стальных тонкостенных конструкций в строительстве впечатляют. Однако пока ЛСТК не нашли столь массового применения по причине отсутствия типовых решений. Сегодня предпринимаются попытки сделать эту технологию максимально доступной, тем более, что опыт у российской строительной промышленности уже имеется. Для того, чтобы решить проблему применения ЛСТК нужно детально проанализировать и сравнить технико-экономические показатели строительства жилых домов одной категории - сооруженных с применением железобетонного каркаса, металлического, а также крупных стеновых конструкций. Также нужно всячески поддерживать деятельность организаций, стремящихся развивать стальное строительство в нашей стране.

На самом деле, до 2017 года главной проблемой применения ЛСТК оставалось фактическое отсутствие норм на проектирование такого вида конструкций. То есть законно их можно было применять только в тех случаях, если применение не ограничивалось законом (ИЖС, малоэтажное строительство, заборы и ограждения), либо при составлении специальных технических условий, которые для каждого объекта необходимо согласовывать в Минстрое РФ. Теперь, когда есть СП 260.1325800.2016 «Конструкции стальные тонкостенные из холодногнутых оцинкованных профилей и гофрированных листов. Правила проектирования», нормативный «вакуум» в этом вопросе снят.

О вечных проблемах

Развитию отрасли мешают стереотипы (кирпичные и монолитные дома привычнее), жесткие требования к пожарной безопасности материалов, а также отсутствие конкуренции на рынке и необходимость привлечения квалифицированной рабочий силы, что также удорожает продукцию. В алюминиевой промышленности - свои трудности. В частности, устаревшие ГОСТЫ и СНиПы, которые действуют уже более 20 лет. Строители могут применять этот металл только после разработки и утверждения специальных технических условий (СТУ) на этапе проектирования, объясняют эксперты.

К статье выложены комментарии экспертов, в числе которых: 
Денис Конин, заведующий сектором ВЗиС ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко (АО «НИЦ «Строительство»)
Владислав Васильев, генеральный директор «Северсталь Стальные Решения»
Наталья Береза, директор дирекции по продажам проектных решений ООО «ТК ЕвразХолдинг»
Григорий Ваулин, генеральный директор ГК «Ферро-Строй»

Источник


Фотографии



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Яндекс.Метрика