Российский строительный комплекс

Недавно стало известно о намерении руководства страны расширить функции Министерства по развитию Дальнего Востока. К примеру, этому ведомству будет поручено организовать системную работу в Арктической зоне. Фактически речь идет о том, чтобы в рамках действующего министерства создать центр, отвечающий за самые сложные и, вместе с тем, перспективные регионы. Это событие и стало поводом для нашей встречи с генеральным директором Ассоциации развития стального строительства Александром Даниловым.

Александр Николаевич, когда мы с вами в последний раз встречались, речь шла о том, что строительство с применением стальных конструкций, то есть  стальное строительство, имеет ряд преимуществ, особенно если работы ведутся в труднодоступных районах, районах со сложными климатическими условиями… Но тогда вы просто высказали свою позицию. Иное дело сейчас. После того, что публично было высказано Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, у вас, на мой взгляд, должны появиться новые возможности…

Конечно, мы бы хотели, чтобы когда возникает вопрос строительства в отдаленных районах, в Арктике, люди, принимающие решения, в первую очередь, вспоминали о нас. Стальное строительство имеет неоспоримые преимущества перед всеми другими технологиями, и я считаю, что не будет преувеличением сказать, что активное освоение Арктики – это наше время.

Главное, вам есть что предложить, и не завтра, а прямо сейчас…

Это действительно так… Вообще, немного возвращаясь к прошлому, скажу, что наша Ассоциация, созданная 4 года назад, изначально ставила перед собой задачу добиться замещения бетона в строительстве. Понятно, мы говорим не о полном замещении, это невозможно, да и не нужно…

Тем более, что бетон материал традиционный, он используется в строительстве сотни лет…

Ученые считают, что даже тысячи…

Значит, сталь просто должна стать очевидной альтернативой…

Чего до сих пор не было по вполне объективным причинам. После войны, как вы знаете, страна столкнулась с новыми угрозами. Нужно было восстанавливать промышленность, развивать оборонный комплекс, и для этого требовался металл. А основным строительным материалом естественно стал бетон. Конечно, это наложило отпечаток на менталитет архитекторов, проектировщиков, да и самих руководителей отрасли тоже. Во всём мире продолжало развиваться строительство на металле, а мы отстали. Что ж, надо догонять. Помня, что при строительстве в отдаленных регионах, в Арктике использование металлических конструкций дает явные преимущества.

Вот об этом давайте подробнее…

Во-первых, отсутствие мокрых процессов. Во-вторых, сокращение сроков. Время строительства в этих регионах ограничено несколькими месяцами. И за это время нужно как минимум закрыть контур здания. Это и само по себе очень сложно, а особенно сложно держать качество. Но металл позволяет решить множество проблем. Дело сейчас только затем, чтобы выйти на типовые проекты.

Подошли ли вы к решению этой задачи?

Мы плотно сотрудничаем с ЦНИИ ПСК им. Н.Мельникова. Там работают над созданием особых сортов морозостойкой стали, легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК), что позволит значительно удешевить строительство, доставку и, соответственно, снизить общие расходы. Однако выйти на типовое строительство очень непросто. На любом заводе ЖБИ уже накоплен опыт качественного изготовления строительных материалов, что уменьшает возможность сбоев при монтаже. И мы должны быть так же готовы. Металлическую конструкцию слишком дорого, а, значит, невозможно сначала везти на стройплощадку, а потом, в случае обнаружения брака, обратно. Следовательно, она должна быть изготовлена безупречно. Мы стараемся, чтобы проектировщики, конструкторы отработали типовые решения, чтобы появился необходимый опыт у заводов-производителей, у монтажников.

Вам этот путь надо пройти довольно быстро, ведь развитие Арктики, северный морской путь – это уже завтра.

Да, мы внимательно следим за теми посылами, что идут от Президента страны, Правительства. Дальний Восток, Северный морской путь, Арктика: перспективы огромные. Но мы не просто готовы участвовать в работе, мы уже участвуем. В конце прошлого года Президент Путин дал старт отгрузке первой партии сжиженного природного газа в порту Сабетта. Там построен огромный производственный комплекс и вся необходимая инфраструктура. Так вот, большинство компаний-учредителей нашей Ассоциации поставляли сталь для этого проекта. Так что мы можем гордиться своим участием и  приводить его в качестве примера.

Вероятно, теперь надо думать, как усилить свое участие в такого рода проектах…

Работы очень много, её на всех хватит. Развитие Севморпути, освоение Арктики потребует рабочей силы. Вахтовый будет метод или будут постоянные работники – это как раз не так важно. В любом случае понадобятся не только порты и производственные объекты. Понадобится жилье, больницы, социальные, культурные объекты. Строить их лучше всего с применением металлических конструкций. Минобороны доказало на практике, что можно в условиях севера жить не только в вагончиках. Там ведь уже созданы нормальные условия – возьмите наш знаменитый Арктический Трилистник. Теперь надо идти дальше. Мы будем стараться наладить контакты, чтобы предложить свои решения на федеральном уровне, тем государственным структурам, которые будут курировать Севморпуть и другие ключевые проекты.

О каких проектах, готовых к тиражированию, вы могли бы рассказать? Вот я знаю, что вы участвуете в реализации проекта «Остров Мечты». Это очень хорошо, но хотелось бы увидеть что-то более значимое…

Не соглашусь с вами. «Остров Мечты» - знаковый проект. Он показывает возможности металла. Это как запустить ракету в космос. Сразу виден уровень развития технологий, материаловедения, уровень управления проектом. У нас есть типовые паркинги, сделан типовой детсад, готовится к выходу типовой проект школы. Дальше будем рассматривать многоэтажные здания. Общежития, обычное жильё – тоже работы ведутся.

Я бы хотел коснуться еще одной проблемы: меняется климат.

Да, причем перемены идут в зоне вечной мерзлоты, а это большая часть территории Сибири, Дальнего Востока. Придётся менять строительные нормы, это неизбежно. Вот, к примеру, Якутск стоит на вечной мерзлоте. Надо срочно искать решения. На наш взгляд, для обеспечения безопасности необходимо в большей степени использовать металл. Нужны специальные разработки по фундаментам. Мы встречались с экологами, с учеными-разработчиками, с теми, кто видит эту проблему. Так что готовимся…

На недавней выставке «Отечественные строительные материалы»  была обнародована информация Минпромторга, согласно которой производственные мощности у нас уже сейчас серьезно недогружены. А ведь впереди, как говорят, вероятное падение объемов в связи с изменениями законодательства. То есть рынок будет существенно меняться, в том числе и в сегменте стройматериалов. Готовы ли производители металлоконструкций в этом участвовать?

Участвовать готовы. Но ситуацию надо оценивать реалистично. На сегодняшний день есть все возможности развития и для традиционного строительства, и для строительства с применением альтернативных технологий, например, металла. Чтобы взять на себя бОльшую часть рынка, нужно кроме таких факторов, как скорость строительства, качество, предложить конкурентные цены. А это произойдет тогда, когда мы выйдем на типовые проекты. В данный момент сложно конкурировать с ДСК, где и отработанные технологии, и навыки. Кроме того, на рынке пока нет критической массы заводов металлоконструкций, которые могли бы собирать металл в короткие сроки и по доступной цене. Инвестору важна не только стоимость материала, но и стоимость конечного продукта. Плюс надо заранее думать о дальнейшей эксплуатации, и это должен быть значительный период, примерно 10-15 лет.

Сложности, о которых вы говорите, понятны. И всё-таки нельзя упускать время …

В этом и дело… В целом, то, о чем вы говорите, это основной вызов для нас. Очевидно, что мы сейчас будем параллельно развиваться, однако мне сложно угадать, как это будет в процентном соотношении выглядеть. Если говорить о международном опыте, то в развитых странах, прежде всего, в США, Англии, доля многоэтажных зданий с использованием металлоконструкций – до 60%. Такие же показатели и в странах со схожим с нами климатом –   это Норвегия, Канада. В России, по самым оптимистичным подсчетам, сейчас 13%. Но, конечно, потенциал роста у нас огромный. Ещё раз скажу: Севморпуть, освоение Арктики – эти проекты национального масштаба дают нам шанс. К примеру, стране понадобятся новые аэропорты, не случайно ведь большое внимание уделяется сейчас созданию среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Также нужно будет многое сделать для развития Сахалина, Камчатки. Все в Ассоциации это понимают. Не далее как на прошлой неделе мы встречались с руководителем компании, которая входит в число наших участников. Речь шла о живейшем интересе к проектам в Магадане. Вообще могу уверенно сказать: в регионах всё больше понимают перспективы стального строительства,

У нас сложилась такая традиция: производитель считает себя успешным, если имеет выход на внешние рынки. А что в приоритете у членов Ассоциации?

Мы никоим образом не отгораживаемся от мира. У нас много связей, контактов с нашими зарубежными партнерами. Но мы трезво оцениваем рыночную ситуацию. Сложно выходить на более развитые рынки. Там и конкуренция выше. И связи уже сложились. Выходить туда, не имея четкой цепочки взаимодействия (а она должна работать как внутри страны, так и за ее пределами) – очень непросто. Надо учитывать все факторы, включая валютно-таможенное регулирование. Как приоритет мы такую задачу перед собой сегодня не ставим. Хотим, прежде всего, наладить, отработать как следует все цепочки внутри России. Но мы углубленно изучаем и международный опыт. Смотрим на рынок ближнего зарубежья, он все-таки не такой конкурентный.

Можно ли привести какие-то примеры предполагаемого сотрудничества?

Есть у властей Узбекистана идея реализовать проект Ташкент-Сити. В центре города освобождается огромная площадка, где можно будет построить своего рода аналог Москва-Сити.  Объемы там будут значительные, и сейчас нам с учредителями Ассоциации надо определиться, в какой мере мы могли бы участвовать. Там, конечно, не будет типовых зданий, но типовые решения, узлы будут использоваться. Так что есть о чем подумать. Вообще, я  вам скажу, в ближайшие 5-10 лет в строительстве произойдут очень большие изменения...

И к этому надо быть готовым…

Именно так. Даже если сравнивать с тем периодом, когда Ассоциация только создавалась, а это всего 4 года назад, поменялось многое. На наших конференциях, встречах появляются серьезные застройщики, инвесторы, которые раньше применяли исключительно традиционные материалы. Это реальные лидеры рынка, и они понимают, что сегодня важно не только строить быстро и качественно, но и предлагать нестандартные решения, особенно в сегментах бизнес- и бизнес +. Свободная планировка уже не исключение, это норма. А именно металл, как никакой другой материал дает свободу архитектору, проектировщику применять инновационные концепции. Вот увидите, еще 5-10 лет, и все крупные компании начнут включать в программы своего развития металлоконструкции. Конечно, тут нам помог чемпионат мира по футболу. Он дал мощное ускорение. Не будь чемпионата, мы развивались бы куда медленнее…

Да, мировое первенство стало отличной демонстрацией возможностей металла...

Причем, учтите, были и сжатые сроки, и большие амбиции – то есть надо было не просто стадион построить, а возвести что-то уникальное. В итоге все, абсолютно все стадионы стали знаковыми объектами. И все они делались с использованием металлических решений. Согласитесь, аргумент убедительный, а, главное, он всегда перед глазами…

Беседовал Руслан Дзкуя


Источник

Фотографии



Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Яндекс.Метрика