Industry News

News and Events

 Министерство строительства и ЖКХ РФ ведет системную работу по совершенствованию сферы ценообразования в строительстве. Обеспечение максимальной эффективности и прозрачности реализации проектов, создаваемых за счет бюджетных средств, является приоритетной задачей как для Минстроя, так и для государства в целом.

Разработка и реализация всех инициатив проводится при участии профессионального сообщества и заинтересованных органов власти. Минстрой России стремится сформировать максимально комфортные решения для развития рынка и отрасли, поэтому сегодня министерство находится в открытом диалоге со всеми заинтересованными участниками – производителями стройматериалов, застройщиками, профильными ведомствами и отраслевыми объединениями.

Министерство на регулярной основе проводит мониторинг цен на строительные ресурсы, анализирует поступающие обращения, проводит регулярные встречи с бизнес-сообществом, разрабатывает дополнительные механизмы по совершенствованию вопросов при формировании цены контрактов и приемки выполненных работ.

Принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование регулирования в сфере ценообразования в строительстве. Установлены единые методы формирования и порядок определения сметной стоимости строительства, порядок определения нормативов накладных расходов и сметной прибыли, единообразные правила определения НМЦК и составления сметы контракта в рамках закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе при заключении контрактов «под ключ», типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства.

Повышена точность расчета сметной стоимости строительства в связи с установкой ценовых зон, которых может быть сразу несколько в каждом регионе. Ценовые зоны учитывают особенности конкретной местности, что особенно актуально для больших по площади регионов. Эффект от новых правил формирования НМЦК, применение которых началось в 2020 году, будет заметен после 2021 года, учитывая продолжительность бюджетного инвестиционно-строительного цикла.

Принятые за последнее время нормативные изменения направлены на формирование справедливого ценообразования в строительстве, обеспечивая гарантии финансовой безопасности подрядчиков, в том числе при реализации долгосрочных контрактов. Дополнительный положительный эффект даст переход отрасли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства на основе текущих цен строительных ресурсов, определяемых на основании информации о ценах производителей и импортеров строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов.

Переход на данный метод запланирован на II квартал 2022 года. Установленная субъектами Российской Федерации заработная плата по рабочим специальностям строителей на 2021 год в среднем по Российской Федерации на 20,89% выше среднемесячной начисленной заработной платы работников по виду экономической деятельности «Строительство» (по данным Росстата) и на 3,13 % выше среднемесячной начисленной заработной платы работников по всем организациям (по данным Росстата). За период 2019-2021 годы рост уровня нормируемой оплаты труда рабочих-строителей составил 20%.

Начиная с 2019 года осуществляется пересчет индексов изменения сметной стоимости строительства на основании информации о фактической стоимости строительных ресурсов и заработной платы, установленной субъектами Российской Федерации. Увеличение значений указанных индексов, пересчитанных впервые расчетным методом для 77 субъектов Российской Федерации, по сравнению с публикуемыми ранее прогнозными индексами, составило в среднем 15 %.

Работа по донастройке системы государственного заказа в сфере капитального строительства будет продолжаться в дальнейшем, особенно при наличии такой потребности со стороны строительного сообщества.

 Правительство РФ утвердило Постановление № 1186 «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил».

Предложения внес Минстрой России совместно с Российским союзом промышленников. С учетом всех процедур, включая согласование с заинтересованными органами государственной власти, порядок разработки и изменения сводов правил сокращен на 90 дней.

Закреплена возможность включения в своды правил наиболее актуальных решений, содержащихся в однотипных специальных технических условиях (СТУ). Это позволит сократить количество разрабатываемых СТУ и оптимизировать процессы проектирования. Процедуры в указанном случае в целом займут не более 50 дней.

Проектом постановления также вносятся изменения, предусматривающие возможность оперативного внесения технических поправок в СП.

​​​​​​​Новый порядок будет способствовать ускорению внедрения в нормативное техническое регулирование новых технологий, совершенствованию работы по техническому регулированию в строительной отрасли, повышению эффективности системы строительного нормирования в решении задач обеспечения безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями технических регламентов.

 Правительство России утвердило правила принятия решения о комплексном развитии территории и согласования такого решения с субъектом РФ, в границах которого расположена территория, подлежащая комплексному развитию.

Принятие решения о комплексном развитии территории отнесено к полномочиям правительства РФ, если решение принимается в отношении территории, в границах которой расположены земельные участки исключительно федеральной собственности, в отношении реализации комплексного развития территорий с привлечением средств федерального бюджета.

Правила предусматривают, что в целях принятия решения о комплексном развитии территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обращается с инициативой в Минстрой России с необходимыми сведениями, информацией и документами.

Рассмотрение и согласование проекта комплексного развития территории осуществляется Правительственной комиссией по региональному развитию РФ. Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. № 1184, опубликованном на портале правовой информации.

 Объявлен конкурс новых номинаций Международного строительного чемпионата. Победитель конкурса получит возможность стать официальным разработчиком одной из номинаций чемпионата в 2022 году.

Для участия в конкурсе необходимо заполнить заявку и написать техническое задание на подготовку и проведение номинации. Прием заявок осуществляется до 6 августа 2021 года.

Основная цель конкурса — это разработка номинации, методика которой позволит каждой команде предложить свою стратегию для выполнения задания. Это позволит сделать Чемпионат площадкой для демонстрации перспективных разработок и достижений компаний стран-участниц. Результаты будут объявлены 17 августа 2021 года на всех электронных ресурсах мероприятия.

Первый Международный строительный чемпионат прошёл в Сочи в апреле 2021 года. Соревнования чемпионата насчитывали 19 инженерных и рабочих номинаций. Всего в соревнованиях приняли участие представители 34 крупнейших организаций России и мира.

 Минстрой России актуализировал нормативные документы, регламентирующие проектирование и строительство транспортных сооружений: СП 35 «Мосты и трубы» и СП 122 «Тоннели железнодорожные и автодорожные». Документы вступили в действие 1 июля 2021 года.

При актуализации СП 35 основное внимание было уделено проблемам безопасности движения автомобилей по мостам: водоотводу, барьерным ограждениям, деформационным швам.

В документ включены требования по современным методам расчета конструкций мостов на основе нелинейного подхода учета материалов. Новые технологии бетонных работ позволяют значительно снизить разброс свойств бетона в конструкциях. В новой редакции свода правил было разрешено применение методов нелинейного расчета для железобетонных мостов.

Также актуализированный документ обеспечивает возможность применения новых материалов, которые прошли проверку не только в лаборатории, но и в реальных конструкциях при опытном проектировании и строительстве мостов. Это – новые классы арматуры, стали, высокопрочные бетоны классов выше В60, композитные материалы. Кроме того, были внесены изменения в СП 122 «Тоннели железнодорожные и автодорожные». Они помогли повысить уровень безопасности при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей.

В документ введены положения по практическому применению современных способов сооружения котлованов, что обеспечивает надежность и устойчивость ограждающих конструкций, предотвращает осадки зданий и сооружений окружающей застройки.

Подписывайтесь на рассылку АРСС, чтобы быть в курсе всех важных новостей и событий.