Строительство.RU

Features & Multimedia

Китайская дорога – карантинный дом: для защиты от COVID-19 в Москве быстро возведут госпиталь-изолятор

Призрак коронавируса бродит по миру. Призрак, который, к сожалению, превратился в реальность и для России. COVID-19 уже стал причиной обвала финансовых рынков. Массовой паники в США и Европе. Количество изолированных на карантин в Китае достигло 56 млн. Вирус распространяется по миру все активнее. 11 марта Всемирная Организация Здравоохранения объявила в мире пандемию. Общее количество заражений новым коронавирусом на 19 марта по данным SCMP составило 214 тыс. человек.

Пандемия: не Шелковый путь

Эпидемия коронавируса может начаться в Москве. Об этом недвусмысленно говорят приготовления и распоряжения столичных властей. Так до 10 апреля объявлен тотальный карантин на все массовые мероприятия свыше 50 участников, отменены массовые фестивали, в том числе знаковая «Крымская весна».

Сначала мэрия Москвы ввела в действие так называемый план «А»: измерение температуры у всех пассажиров международных рейсов и взятие проб на коронавирус у тех, у кого она повышена, ежедневное измерение температуры в детских садах и школах, дистанционную термометрию на некоторых станциях метро, отмену международных спортивных, культурных, научных мероприятий. Началась работа по разработке «дорожных карт» для поддержания стратегического запаса продуктов питания, медицинских изделий, лекарств и средств индивидуальной защиты. Были открыты стационары-изоляторы в московских больницах.

И увы, этого мало. 1 марта выявлен первый заболевший россиянин, а значит негласно вводится в действие план «Б» - принудительная изоляция родных, близких и соседей зараженных, судебное постановление на дезинфекцию квартир. На сегодня уже отменены любые массовые мероприятия, часть офисов отправлена на удаленку.

На этом фоне власти Москвы избрали китайский путь профилактики коронавируса. И путь отнюдь не шелковый. Это – массовая изоляция в специальные карантинные госпитали, в случае неблагоприятного развития событий.

Китайцы посчитали, что поскольку вирус чрезвычайно заразен, а период вынашивания неопределенно долгий, то собрать людей в изоляторы при простых больницах – не выход. Нужно строить отдельные специализированные госпитали. Кстати, это чем-то напоминает городки холерных бараков в Российской Империи. И, как и бараки, госпитали должны быть быстро возводимыми и быстро уничтожаемыми. То есть фактически одноразовыми – для одной единственной цели.

Примерно такое же «чудо света» готовятся возвести в столице…

Изолятор. Быстро. Недорого.

Для профилактики коронавируса и борьбы с ним в Москве построят специальный мобильный комплекс новой инфекционной больницы, который дополнит стационар в Коммунарке и инфекционную клиническую больницу №1. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, сейчас в столице РФ заболевших коронавирусом немного, и имеющихся больничных мощностей достаточно.

- Каждый новый случай требует госпитализации не только самого заболевшего, но и еще нескольких человек, - признал московский глава нас воем сайте. - На больничную койку отправляются все, кто контактировал с носителем вируса, если у них выявлены даже малейшие признаки ОРВИ. Происходит немало других «профилактических» госпитализаций, когда подозрение на коронавирус впоследствии не подтверждается. И, разумеется, город должен быть готов к любому сценарию развития событий.

Новую больницу построят в сжатые сроки из быстровозводимых конструкций, оснастив современным медицинским оборудованием. Вокруг больничного корпуса планируется создать внешний периметр ограждения и охраны, а канализационные стоки выведут на автономные очистные сооружения, оборудованные системами обеззараживания.

По словам властей, инфекционный комплекс будет построен в Новой Москве, на землях префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов. Конкретное месторасположение - поселение Вороновское, район деревни Голохвастово. Здесь нет крупных жилых комплексов и объектов инфраструктуры, ближайшие жилые дома находятся в 250 метрах, что в 2,5 раза дальше, чем предусмотрено требованиями СанПин к санитарной зоне.
При этом Сергей Собянин гарантировал, что никакой опасности для местных жителей «инфекционка» представлять не будет. Более того, для местных жителей она имеет очевидный плюс. Для больницы потребуется прокладка газопровода, а значит, будут обеспечены газом и близлежащие поселки.

Кстати, опыт такого строительства уже есть. По словам руководителя Департамента развития новых территорий столицы Владимира Жидкина, именно в ТиНАО в 2012 году были возведены четыре подобные поликлиники. Тогда причиной строительства стала нехватка инфекционных объектов здравоохранения. Напомним, что каждая из больниц была рассчитана на прием от 110 до 150 человек в смену.

Оптимизация нам поможет?

Один из вопросов, который поднимается экспертами сегодня – стоит ли возводить подобное сооружение с нуля, да еще и так далеко от Москвы? Ведь сама столица изобилует заброшенными объектами, в том числе и медицинского характера. «Спасибо» политике оптимизации медицины, проводившейся в Москве в последние годы.

Про заброшенный родильный дом им. Клары Цеткин(в имперские времена - Морозовская богадельня) – говорить не будем. Он в плохом состоянии, затевавшаяся было реконструкция мало чем помогла. Да и расположен в самом центре Москвы - угол Николоямской и Шелапутинского переулка.

А вот бывший роддом № 21 на проезде Загорского может подойти.

Это не так далеко от третьего транспортного кольца, в районе пересечения Аминьевского и Можайского шоссе. Транспортная доступность – хорошая. Здание абсолютно целое и законсервировано до лучших времен. Кстати, комплекс окружен значительной территорией с зелеными насаждениями и расстояние до ближайших домов больше, чем в планируемой Вороновской больнице. Расконсервация объекта и его использование могли бы быть значительно дешевле, чем постройка инфекционного комплекса в Новой Москве. Но по-видимому экономия бюджета изначально не входила в задачи московских властей.

Кстати, тесты по коронавирусу (даже московские) возят на анализ в Новосибирскую область. Там, в Кольцово находится ГНЦ «Вектор». В советское время – это один из крупнейших центров исследования (а по некоторым данным – и разработки) бактериологического оружия. Но вызывает удивление не это, а расстояние и возможности российской противовирусной медицины. И если расстояние не так важно и необходимо создать совсем изолированный и отдаленный объект, который бы принимал заболевших из Москвы и соседних областей, то такой есть.

Вот это чудо архитектуры, очень атмосферный заброшенный роддом во Владимирской области. Похожий то ли на небольшой дворец, то ли на помещичью усадьбу.

А как в Китае?

Чтобы понять, как бороться с коронавирусом и какие объекты возводить, стоит посмотреть на опыт Поднебесной. В китайском городе Ухань за десять дней построили больницу «Хуошэнь» для пациентов, заразившихся коронавирусом 2019-nCoV. Возведение специализированной больницы началось 23 января, а закончилось 2 февраля. Строительство велось из модулей. Площадь каждого — около 10 кв. м.

8 февраля 2020 года в Ухане построили второй модульный госпиталь для больных коронавирусом Leishenshan. Строительство стартовало 25 января. Больница рассчитана на 1,6 тыс. коек.

Оба модульных госпиталя в Ухане построены по образу пекинской больницы Xiaotangshan, которую ударно возвели в 2003 году для борьбы с атипичной пневмонией всего за 6 дней. Кстати, в 2020 году этот госпиталь срочно реконструировали для лечения коронавируса.

Но этого явно мало. Поэтому госпитали размещаются в дооборудованных зданиях. В Ухане продолжают открываться временные карантинные зоны для зараженных коронавирусом. Одна из них расположена в выставочном центре и рассчитана на 3 тыс. пациентов. Центр был переоборудован под госпиталь за три дня.

Под карантин выделяются здания отелей. И один из них, увы, на днях рухнул в городе Цюаньчжоу в юго-восточной китайской провинции Фуцзянь. Семиэтажное здание отеля обрушилось 7 марта. На следующий день из-под завалов извлекли тела 50 человек. По данным Reuters, под завалами на тот момент находилось еще 70. Вскоре стало известно - число погибших увеличилось до 18. Так к утру 10 марта спасателям удалось обнаружить и извлечь из-под обломков рухнувшего здания 59 человек, 16 из них были уже без признаков жизни. Впоследствии еще два человека скончались в больнице.

Так что вопрос надежности быстровозводимых объектов для защиты от коронавируса, вместе с соблюдением всех необходимых санитарных норм в возводимом помещении, выходит на первый план.

Гора Огненного Бога: Технологии New Century

На то, как быстро построят госпитали у нас в России, будут в первую очередь влиять технологии строительства. И здесь многое можно почерпнуть у того же Китая.

Про так называемые makeshift hospitals говорить не будем – это просто переделанные под временную больницу объекты инфраструктуры, такие как этот стадион.

А вот знаменитый госпиталь, возведенный в Китае за 6 дней - совсем другое дело. Вот что говорит об этом Ян Чжон Хуан – старший руководитель сектора здравоохранения Совета по международным отношениям:

- Китай привык делать быстро, даже если это касается монументальных строений. Госпиталь в Пекине в 2003 году был создан за 7 дней. Нынешние строители решили побить этот рекорд. У нас очень много специалистов по быстрому возведению небоскребов. Мастера приглашены со всего Китая. Такая скорость не слишком-то понятна западным людям, но это то, что будет сделано.

Напомним, тогда, в 2003 из-за вируса SARS больницу строили 4000 человек день и ночь. Специальные группы врачей и медсестер выделялись едва ли не от каждой крупной больницы, а главное - был в кратчайшие сроки разработан протокол Министерства здравоохранения КНР по тому, какие технические характеристики нужны. Речь шла в первую очередь о специальных рентгенных, палатах идентификации и изоляции, «заточенных» непосредственно на то, чтобы иметь дело с конкретным вирусом.

Нынешний Уханьский госпиталь называется Хуошеншань (Huoshengshan 火神山 – дословно – Гора Огненного Бога), он имеет площадь более 60 тыс. кв. м. и более 1000 койко-мест штатной вместимости. Здание состоит из двух этажей, в нем находится 30 подразделений интенсивной терапии.
Его строили без перерывов, круглосуточно более 7000 строителей единовременно. Рабочих, инженеров и специалистов доставляли со всего Китая на самолетах Военно-Воздушных Сил Народно-Освободительной Армии Китая (ВВС НОАК).

Объект был возведен методом префабрикации – стандартные медицинские блоки (10 кв. м) на две койки собирались на предприятиях, а затем вписывались в объект, который собирался как конструктор лего. Все блоки хорошо герметизированы, чтобы предотвратить распространение микроорганизмов воздушным путем за пределы госпиталя.

«Гора Огненного Бога» имеет специальную систему вентиляции, в каждой палате установлены двусторонние шкафы, выходящие на отдельные галереи, чтобы медицинский персонал имел возможность передать все, что нужно пациенту, не контактируя с ним напрямую

Весь комплекс стоит на сваях и приподнят над землей, медблоки нигде не имеют контакта с почвой - непременное требование санитарной службы Армии. Кстати, из рядов последней набран и персонал учреждения – 1400 военных медиков, из них 950 – Объединенные силы логистики и снабжения, а остальные – военных вирусологи из университетов НОАК. Правда, большую часть повседневной работы выполняют медицинские роботы.

Нужно сказать, что недавно в Ухани построили второй подобный госпиталь - Лейшеньшань, на 32 блока, из них 3 спецблока для больных, чье состояние оценивается как «серьезное» и 2 блока для «критических».

Системы для Крайнего Севера

В связи с этим встает вопрос - какой опыт есть у России в строительстве подобных быстровозводимых сооружений?

- Опыт у России может быть и невелик, но у нас был большой и хороший опыт во времена Советского Союза, - пояснил генеральный директор ОАО ЦНИИПромзданий Николай Келасьев. - Например, при освоении Крайнего Севера, газовых и нефтяных месторождений в прошлом были востребованы модульные системы – блоки. Кстати, половина Севера до сих пор живет в таких. Из этих модулей могли создавать здания практически любого функционального назначения, это и общественные здания, например клубы, столовые, по той же технологии могли возводиться штабы строительства, медицинские пункты.

Доставка модулей была возможна лишь в период летней навигации по рекам, либо в период "зимников".

- Аналогичный опыт мы видим сейчас в Китае, - продолжает Николай Келасьев. - Точно также в СССР привозили на площадку готовые конструкции. В блоке было сделано практически все - проведена электрика, выполнена разводка труб для воды и канализации. Это хорошая идея, которая в Китае вышла на более высокий уровень, чем советский по технологиям и материалам.

Действительно, если раньше использовали устаревшие материалы, то сейчас стройматериалы стали более современными, экологически чистыми, а главное легкими. Последнее особенно важно.

Например, технология легких стальных конструкций (ЛСТК) вполне может быть применена потому, что это легкие профили, из которых модули могут быть сделаны прямо на месте. Это очень важно, ведь часто блоки, как объемные элементы бывает проблематично перенести на стройплощадку. ЛСТК приходит на помощь и тогда, когда нужно доставить в небольшом объеме большое количество материалов.

При этом вопрос надежности отпадает, потому что есть нормативные документы, которые регламентируют надежность таких легких стальных тонкостенных конструкций. Откровенно говоря, если речь идет о быстровозводимом здании, то, скорее всего, это временное сооружение. Для таких объектов технологии более чем достаточно – каркас будет выполнен надежно, высчитать же толщину утеплителя для ограждающих конструкций никаких проблем не составляет.

Морские контейнеры и коммерческий фонд

На наш запрос ответил известный московский архитектор, вице-президент СМА и МААМ, автор знакового проекта Дома правительства Московской области в Красногорске, Михаил Хазанов:

- Есть хорошие и интересные быстровозводимые технологии, которые развиваются в последнее время. Например, жилые модули, собранные из контейнеров. Это очень перспективно. Посмотрите Бокс Сити в Красногорске (BOX CITY – торговый центр, состоящий из 20 поставленных друг на друга судовых контейнеров, который разместился недалеко от Дома правительства Московской области, открыт в 2016-м году – прим. авт.). Посмотрите контейнерные дома в Голландии. Утепленные контейнеры, объединенные по два-три по горизонтали или по вертикали, могут быть выходом из положения. Можно сделать их трех- и четырехэтажными. Но для больниц, наверное, оптимален одноэтажный и двухэтажный вариант. Это вполне удобное мобильное жилье в условиях карантина, если таковой понадобится.

Важно, чтобы они были утеплены, оборудованы стерильной мебелью, чтобы там была великолепная вентиляция. Чтобы на плоскостях не скапливалась пыль (а значит, количество этих самых плоскостей должно быть минимальным).

Мы в 1975-м году, вместе с архитекторами, супругами Асадовыми, делали конкурс «Жилище для потерпевших бедствие», - продолжает Михаил Хазанов. - Тогда участники конкурса как раз пошли по пути складных, контейнерных, выдвижных и подобных им систем. Думаю, и в данном случае можно использовать различные марки контейнеров. Они встают на любой рельеф.

Хорош был бы морской контейнер. Конструкции такого типа уже можно начать переоборудовать. Спокойно готовить подобные вещи.

Во-вторых, мне кажется, можно использовать и уже готовые стройплощадки, со всеми подведенными коммуникациями – жилое строительство может подождать.

И наконец, почему бы не приспосабливать под медицинские нужды уже возведенный жилой фонд – не востребованный. В том числе, и коммерческий, с какой-то компенсацией. Когда речь идет об угрозе пандемии, нужно использовать все возможности.

- А как вы относитесь к такой идее: по оптимизации было закрыто немало медицинских учреждений. Они сейчас просто законсервированы. Роддома, бывшие поликлиники…- поинтересовались мы у Михаила Давидовича.

- Считаю, это полный беспредел. Их нужно немедленно привести в порядок. Расконсервировать, отремонтировать. Сейчас не до жиру.

В целом же, сейчас следует спокойно, достойно встретить эту гадость неизвестного происхождения.

Что ж, лучшего пожелания и придумать нельзя. Остается лишь надеяться, что так наши власти и поступят.

Даниил МАЦЕЙКО


PS:

По мнению генерального директора Ассоциации развития стального строительства (АРСС) Александра Данилова опыт применения металлоконструкций может оказаться очень востребованным при строительстве различных социальных объектов, в том числе и медицинских.

- Строительство социальных объектов с использованием стальных конструкций имеет немало преимуществ, одним из главных является высокая скорость возведения здания, – отмечает Данилов.

По словам директора Ассоциации, строительство первых лечебных корпусов инфекционного центра для заразившихся коронавирусом в новой Москве начато 18 марта. Сейчас активно ведется подготовка строительной площадки. В этом процессе занято около 2 тысяч человек и 500 строительных машин.

Параллельно с подготовкой площадки ведется работа по оформлению тендеров и торгов на поставку строительных материалов и узлов, а также медицинского оборудования. Это позволяет ускорить возведение инфекционного центра.

Тем временем строители завершают прокладку инженерных сетей. До конца недели к площадке будущей больницы будет протянут газопровод и мощный электрокабель протяженностью по 12 км каждый. Кроме того, на месте бурятся скважины, и будет построена водозаборная станция.

Больница будет состоять из нескольких корпусов, которые в зависимости от предназначения построят с применением различных материалов - металлических конструкций, модульных конструкций и многослойных сэндвич-панелей, которые можно быстро склеить между собой.

Подписывайтесь на рассылку АРСС, чтобы быть в курсе всех важных новостей и событий.