Металлоснабжение и сбыт

СМИ о нас

И. Широкоброд: «Нам важен диалог с контрагентами»

ЕВРАЗ – глобальная горно-металлургическая компания, лидер на рынках стального проката для инфраструктурных проектов с минимальной себестоимостью на всех этапах производства. О тенденциях в железнодорожной отрасли и развитии отношений с клиентами рассказал Илья Широкоброд, вице-президент ЕВРАЗа по продажам и логистике.

Илья Олегович, какие тенденции характерны для рынка проката железнодорожного назначения? Какова динамика потребления этой продукции в текущем году? Удовлетворены ли вы складывающейся ситуацией?

Если говорить о рельсовой продукции, то растет спрос на новые категории рельсов, которые позволяют повысить качество и надежность пути, сократить количество и сроки ремонтных работ. Они отвечают географическим, климатическим особенностям регионов, где проходят железные дороги. Например, и в России, и в Америке сейчас очень востребованы 100-метровые рельсы — мы увеличиваем их выпуск на ЕВРАЗ ЗСМК (в 2018 г. продано свыше 300 тыс. т этой продукции), планируем строить самое современное производство для выпуска 100-метровых рельсов на заводе EVRAZ Pueblo мощностью около 600 тыс. т в год. Что касается цельнокатаных колес, то спрос на них в России сейчас на пике, и ЕВРАЗ последовательно увеличивает мощности, ориентируясь прежде всего на потребности российских клиентов. В целом мы намерены сохранить в 2019 г. высокий уровень продаж железнодорожного проката.

Если говорить в более глобальном плане, то какие вызовы стоят перед железнодорожной отраслью России? Какие требования предъявляются РЖД, вагоностроителями к продукции железнодорожного назначения?

Планы Правительства РФ и компаний по раскрытию экспортного потенциала, рост грузонапряженности и интенсивности перевозок на сети РЖД, особенно на Восточном полигоне, использование вагонов с повышенной нагрузкой на ось — все это побуждает участников индустрии координировать действия, совместно прорабатывать стратегические векторы развития.

Непосредственно от ЕВРАЗа как производителя железнодорожного проката требуется разработка продукции с оптимальными эксплуатационными свойствами. Собственно, мы уже активно движемся в данном направлении — разрабатываем и 100-метровые рельсы, которые за счет меньшего количества сварных стыков повышают надежность пути и менее затратны в эксплуатации, и особые рельсы для участков пути с кривыми малого радиуса, и рельсы для низких температур, и др.

В прошлом году ЕВРАЗ запустил новый инвестиционный цикл, в ходе которого большое внимание будет уделено модернизации и расширению мощностей по производству продукции железнодорожного назначения. Какие проекты реализует сейчас компания в этой области? И, в частности, в какой стадии находится проект строительства нового цеха по производству колес? Определены ли параметры оборудования, производимой продукции?

Мы определили несколько ключевых инвестпроектов, которые позволят ЕВРАЗу сохранять лидерские позиции на железнодорожном рынке России и Северной Америки. В 2021 г. будет модернизирован рельсобалочный стан на ЕВРАЗ НТМК — проект стоимостью около $215 млн увеличит наши мощности по балке и рельсам на 230 тыс. т в год. Благодаря модернизации станем производить в Нижнем Тагиле (Свердловская обл.) рельсы категории ДТ по технологии дифференцированного термоупрочнения, которая существенно продлевает срок их службы.

Хочется подтвердить сказанное примером. ЕВРАЗ ЗСМК завершил аналогичную модернизацию в 2014 г., и выпущенная комбинатом партия рельсов категории ДТ350 в конце апреля установила рекорд на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке (Новая Москва) — их наработка составила 1,5 млрд тонн-км брутто.

Модернизация рельсобалочного производства EVRAZ Pueblo оценивается в $480 млн, в качестве поставщика оборудования для нового стана уже выбрана Danieli, запуск намечен на IV квартал 2021 г. Также мы прорабатываем проект создания нового колесного цеха в Свердловской области — по нашим расчетам, целесообразно создавать производство мощностью 200—300 тыс. штук в год. Думаю, скоро сможем подробнее рассказать о нем.

Как строится взаимодействие вашей компании с РЖД? Какие инновационные решения (перспективную продукцию) предложил ЕВРАЗ в последнее время, какие предложит в ближайшем будущем?

У нас очень масштабное и разноплановое сотрудничество, обусловленное тем, что ЕВРАЗ не только крупнейший поставщик рельсов для компании, но и один из крупнейших грузоотправителей среди российских горно-металлургических компаний — ежемесячно мы предъявляем 75 тыс. вагоноотправок. Совместно с коллегами из РЖД оцениваем перспективы новой рельсовой продукции, развиваем сервисы, реализуем общие обучающие программы.

РЖД — одна из крупнейших железнодорожных компаний мира, а обширная география ее сети подразумевает отработку новых технологий рельсового производства для самых разных условий. Так, сейчас нашим базовым продуктом должны стать рельсы ДТ370 — улучшенная версия ДТ350 с повышенной твердостью на поверхности катания. Они будут применяться на участках с радиусом свыше 650 м или на прямых, а для участков с кривыми малого радиуса (менее 650 м) мы разработали рельсы категории ДТ400ИК с повышенной сопротивляемостью боковому износу. Они востребованы РЖД. У нас готова продукция и для высокоскоростных магистралей — рельсы ДТ350ВС400. Все три категории проходят сертификационные испытания на кольце ВНИИЖТ.

Также мы обсуждаем с РЖД возможности выпуска рельсов Р75 для тяжеловесного движения — того, что на Западе называется heavyhaul. Такой тип рельсов сейчас широко используется в странах с крупными сырьевыми потоками: в США, странах Латинской Америки, Австралии. В России Р75 точно будут актуальны для перевозок угля из Кузбасса по направлению к восточным портам.

Понятно, что РЖД — крупнейший и ключевой потребитель рельсовой продукции. Но развивается ли сотрудничество с другими покупателями рельсов — метрополитенами, операторами городского транспорта? Насколько привлекательно это направление для ЕВРАЗа?

Мы поставляли и поставляем рельсы для всех метрополитенов в России, а также для метро в странах СНГ. Производим и трамвайные рельсы. В целом спрос небольшой, но стабильный.

Есть ли подобные совместные программы с зарубежными железными дорогами? Как оцениваете уровень конкурентоспособности ЕВРАЗа по сравнению с иностранными производителями рельсов и колес? Ваша компания занимает сильные позиции на рынке проката железнодорожного назначения США, обеспечивая до 40% этого рынка. Есть ли планы выхода на азиатские рынки?

Ежегодно экспортируем свыше 100 тыс. т рельсов примерно в 20 стран мира. Сейчас наш экспортный потенциал несколько ограничен имеющимися у компании мощностями: в России основные объемы рельсов по долгосрочному контракту поставляем РЖД, в Северной Америке — крупным железнодорожным операторам США и Канады. При этом наши уникальные компетенции, более чем 100-летний опыт рельсового производства, модернизация активов и низкая себестоимость производства за счет вертикальной интеграции делают ЕВРАЗ конкурентоспособным на мировом рынке. Но выходить с рельсовой продукцией на азиатский рынок пока что кажется нецелесообразным, так как в регионе присутствуют значительные мощности китайских и японских производителей.

С появлением в недавнем прошлом на российском рынке еще одного мощного рельсобалочного стана конкуренция здесь усилилась. И произошло это на фоне не столь резкого роста спроса. Как ЕВРАЗ себя чувствует сегодня в данном сегменте?

Мы приветствуем конкуренцию, поскольку она позволяет нам развиваться и быть лучше — как при продажах на домашних рынках, так и при международных поставках. ЕВРАЗ сохраняет статус крупнейшего поставщика рельсов для РЖД: в 2018 г. Мы поставили железнодорожной компании около 775 тыс. т, или свыше 78% от ее закупок.

В каком состоянии находится проект строительства нового литейно-прокатного комплекса (ЛПК) на ЕВРАЗ ЗСМК?

ЛПК входит в число наших ключевых инвестпроектов. Сейчас проходят процедуры по выбору поставщика технологии.

Подтверждаются ли ранее заявленные объемы (2,5 млн т в год) и ориентация (горячекатаный прокат для труб, холоднокатаный прокат, экспорт)? Каким будет примерно соотношение между горячекатаным тонко- и толстолистовым прокатом и холоднокатаным прокатом? Предусматривается ли наличие отдельного толстолистового стана?

Да, проектная мощность комплекса составит 2,5 млн т плоского проката в год. Отдельный толстолистовой стан не предусмотрен. Соотношение выпуска различного типа проката будет зависеть от договоренностей с потребителями и от рыночной конъюнктуры. Но в целом около 1,5 млн т планируем поставлять на домашние рынки ЕВРАЗа — в Сибирь и на Урал, еще около 1 млн т — экспортировать, преимущественно в Азию. Основными потребителями видятся трубные и строительные компании, они уже активно интересуются проектом.

Будут ли в рамках проекта создаваться новые мощности по выплавке стали (новый конвертер или электродуговая печь)? Предусматривается ли строительство новой машины непрерывного литья заготовок, или производство проката будет осуществляться за счет сокращения выпуска товарных слябов?

С запуском ЛПК мы заместим часть продаж полуфабрикатов премиальным листовым прокатом и создадим дополнительную стоимость для компании и клиентов. Новых сталеплавильных мощностей не предполагается.

Насколько значительной в рамках нового проекта будет доля специальных и низколегированных сталей для изготовления, например, нефтегазовых труб? Рассматривается ли в качестве возможного потребителя продукции судостроительный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке?

С точки зрения продуктовой линейки все будет зависеть от договоренностей с клиентами. Говорить о деталях пока преждевременно, но мы готовы обсуждать взаимовыгодное сотрудничество со всеми потенциальными потребителями нашего листа.

Для расширения спроса на балку и продвижения данной продукции в России в свое время ЕВРАЗ выступил с инициативой создания Ассоциации развития стального строительства (АРСС). Как вы оцениваете данный опыт, есть ли отдача от такого проекта?

Отдача, безусловно, есть. Когда мы вместе с другими металлургами создавали АРСС, то основной задачей было не просто продвижение нашей продукции, а развитие экосистемы, накопление положительного опыта в отрасли. Если смотреть на опыт других развитых стран, где на стальное строительство приходится свыше 60%, то у России со скромными 13% огромный потенциал.

В рамках АРСС мы добиваемся изменений в регуляторной среде, в восприятии стального строительства заказчиками и проектировщиками. Что ЕВРАЗ сделал для этого? Мы первыми в России стали предлагать для индустриальных и девелоперских проектов решения с использованием стали, более выгодные, чем альтернативные варианты. Разрабатываем типовые стальные решения для гражданского строительства — детские сады, школы, многоуровневые парковки, склады. Естественно, увеличиваем доступность нашей продукции: развиваем сеть хабов, металлотрейдинговых центров, расширяем спектр сервисных услуг. В 2018 г. Продажи балки ЕВРАЗа выросли на 5% — до 517 тыс. т. Это если говорить об отдаче в цифрах.

Если брать в целом ситуацию на рынке металлов в России, как компания оценивает результаты работы в I полугодии? Каковы планы на 2019 г.?

Детали нашей работы за полугодие мы озвучим в конце июля — начале августа. Что касается планов на год, то предполагаем рост выплавки стали к уровню прошлого года и, как следствие, увеличение производства готовой продукции.

Ваша компания регулярно проводит различные конференции, встречи и сессии с клиентами и партнерами, в том числе с трейдерами. Что приносят такие встречи?

Нам важно поддерживать постоянный диалог с нашими контрагентами, причем на уровне не только торгового подразделения ЕВРАЗа, но и производства, логистов, технических специалистов. Это позволяет, с одной стороны, лучше понимать пожелания и требования клиентов, структурировать эту информацию и совершенствовать процессы, с другой — объяснять покупателям, как устроен бизнес нашей компании, какие сегменты задействованы в длинной цепочке производства и поставок. И не надо забывать, что бизнес делают люди. Личные встречи просто необходимы для выстраивания долгосрочного сотрудничества.

Сегодня многие отечественные металлургические гиганты заявляют о необходимости трансформации собственного бизнеса, об изменениях в сбытовой политике. Что в этом плане реализуется в вашей компании? На каких принципах строится стратегия развития ЕВРАЗа в текущий период?

Фокус на клиенте как один из факторов успеха ЕВРАЗа входит в стратегию компании уже много лет, и непрерывное улучшение продукции и сервисов для нас — стандартная практика. Производственная и сбытовая стратегия ЕВРАЗа предполагает, что наши продукты должны решать задачи клиентов или давать им дополнительные преимущества. Поэтому мы разрабатываем новые рельсы, предметно обсуждая их перспективы с РЖД и другими покупателями, мы запустили службу сервисных инженеров, чтобы вместе с железнодорожниками осуществлять мониторинг состояния рельсов в процессе эксплуатации и за счет данной информации улучшать их характеристики. Проектные решения в области стального строительства — это ведь не только про сталь ЕВРАЗа. Мы предлагаем заказчикам и проектантам оптимальные варианты с включением металлопродукции других игроков, что стало прорывом на рынке. Развитие региональной сети хабов с редкими позициями балок, кастомизация заказов в сервисных центрах ЕВРАЗ Металл Инпрома, совершенствование online-сервисов — мы делаем многое для того, чтобы быть ближе к клиентам.

Источник

Подписывайтесь на рассылку АРСС, чтобы быть в курсе всех важных новостей и событий.