Группа «Самолет» и «Северсталь» построят первую современную многоэтажку по технологии «сталинок»
Девелопер ГК «Самолет» и металлургическая компания «Северсталь» построят в Московской области первый современный многоэтажный дом на основе металлического каркаса. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель «Северстали» и подтвердил управляющий партнер «Самолет Москва» Андрей Иваненко.
Это пилотный проект, реализуемый в рамках плана мероприятий (дорожной карты) Минстроя на 2022–2026 гг., одобренного в июне 2022 г. для поддержки спроса на сталь в России на фоне санкций. Ограничения недружественных стран привели к потере ключевых для российских меткомпаний экспортных рынков, прежде всего европейского. Из-за этого в правительстве в 2022 г. начали обсуждать идею тиражирования в РФ технологии строительства зданий на металлокаркасе (см. «Ведомости» от 23 июня и 24 августа).
В перспективе планируется разработка серийных стандартизированных проектов многоэтажных жилых зданий на несущем металлокаркасе. Со времен «сталинок» по такой технологии жилые здания в РФ массово не строили: действовавшие высокие требования к пожарной безопасности многоквартирных домов делали такие проекты слишком дорогими.
Начало строительства 17-этажки в Подмосковье намечено на июнь 2023 г. Представитель «Северстали» отмечает, что вопросы пожарной безопасности «полностью решены в проекте и соответствуют требованиям [действующих] нормативных документов». Но еще предстоит пройти экспертизу проекта, признает он.
При возведении зданий на металлоконструкциях используется больше металла, чем в традиционном строительстве, что увеличивает цену проекта. Но с учетом сокращения сроков стройки расчетная себестоимость квадратного метра, по словам представителя «Северстали», «осталась прежней по сравнению с применяющимися сегодня типовыми решениями». «Получаем тот же продукт за те же деньги, но на 30% быстрее», – уверяет он. Также, по его словам, на 20% снижается стоимость обустройства фундамента и на 30% – численность рабочих.
По словам Иваненко, строительный цикл 17-этажного монолитно-кирпичного дома на базе этой технологии с учетом чистовой отделки можно сократить до 15 месяцев против среднего срока в 30–31 месяц.
«Ранее проблема с возведением жилых домов на металлокаркасе заключалась в том, что не были сформулированы методы расчета огнестойкости построенных таким образом зданий», – говорит замдиректора департамента ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Денис Пронин. По его словам, в проект должны были закладываться усредненные, «взятые с запасом и зачастую не соответствующие реальной практике» величины, которые удорожали проект. Но с внесением изменений в июле 2022 г. в «Техрегламент о требованиях пожарной безопасности» (закон № 123-ФЗ), по словам Пронина, этот вопрос решился. Теперь разрешено использовать свод правил расчета огнестойкости здания, разработанных конкретной организацией. «Ведомости» направили запрос в пресс-службы МЧС и Минстроя.
Для застройщиков жилья на стальном каркасе в дорожной карте есть преференции – применение упрощенной схемы изменения назначения земельных участков и снижение стоимости предоставления участка на 30%. Иваненко отметил, что компания «в первую очередь рассчитывает не на льготы на землю, а на дорожную карту правительства по поддержке этого сектора». Согласно данным Единого ресурса застройщиков, крупнейшими девелоперами являются ГК ПИК (5,8 млн кв. м в активной стройке), ГК «Самолет» (3,3 млн кв. м), группа ЛСР (2,5 млн кв. м), Dogma (1,7 млн кв. м) и Setl Group (1,6 млн кв. м).
Представитель ПИК от комментариев отказался. «Ведомости» также направили запрос в пресс-службы ЛСР и Dogma. Представитель Setl Group заявил, что компания не планирует менять технологию строительства. По его словам, дома компании «возводятся по кирпично-монолитной технологии, которая сегодня считается наиболее эффективной».
Президент девелоперской компании ГК «Основа» Александр Ручьев считает, что строительство на металлокаркасе сегодня «объективно оправданно и выгодно» при строительстве небоскребов. Также, по его словам, это выгодно при возведении домов со сложной геометрией фасадов и малоэтажных инфраструктурных объектов. При строительстве домов в 10–30 этажей у металлоконструкций, по мнению Ручьева, «нет явных плюсов». Монолитная технология в этом случае, по его мнению, более оправданна и по экономике, и с точки зрения строительства и эксплуатации.
Региональный директор департамента управления строительными проектами консалтинговой компании Nikoliers Игорь Темнышев соглашается, что тяжелые металлоконструкции применимы больше в единичных высотных проектах. «Если «Северсталь» и «Самолет» нашли технологичное решение, чтобы обойти ограничения и удешевить процесс, – это будет прорывом», – резюмировал эксперт.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, преференции для застройщиков могут помочь продвинуть технологию с металлоконструкциями. Но большой процент земель находится в частной собственности, добавил он, а государство может стимулировать использование металлокаркаса для строительства жилья, которое финансируется из бюджета.
«Один из драйверов, который поможет способствовать массовому масштабированию технологии стального каркаса при строительстве жилья, – это льготы для девелоперов», – считает гендиректор АРСС Александр Данилов. Сейчас АРСС, по ее словам, проводит исследование совместно с девелоперами, чтобы выявить требующиеся льготные условия.