Конструкции роста
В мире и в России расширяется применение стали в инфраструктурном, жилищном, коммунальном и социальном строительстве. Это связано с высокой экологичностью металлоконструкций в рамках их жизненного цикла, а также ростом инвестиций в инфраструктуру со стороны ряда крупнейших экономик мира. Для обеспечения растущего спроса необходимы поставка высококачественной конструкционной стали и освоение металлургами сортамента, отвечающего запросам заказчика.
Инвестиции и экология
По итогам 2018 года, как свидетельствует мартовский отчет Grand View Research, мировой рынок конструкционной стали оценивался в $96,1 млрд и продолжал расти. Лидером спроса оставались страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, на которые в 2018-м приходилось 66,4% мирового потребления этого продукта.
Первый фактор роста — увеличение объема инфраструктурного строительства за счет роста инвестиций в этот сектор. Полной мировой статистики за 2018 год пока нет, однако в 2017-м приток прямых иностранных инвестиций в экономики Китая и Индии, по отчетам UNCTAD, составил $136 млрд и $40 млрд соответственно. Это стимулирует рост инвестиций в инфраструктуру: прежде всего речь идет о возведении мостов, офисном, жилищном и социальном строительстве. В результате, например, в Индии количество сданных в 2017–2018 годах домов, по данным правительства страны, превысило 14 млн.
Второй фактор, обеспечивающий рост спроса на конструкционную сталь,— ужесточение нормативов выбросов CO2, которое ведет к расширению применения стальных конструкций, считающихся более экологичными в силу стойкости к природным катаклизмам (что уменьшает смежное загрязнение) и высокого коэффициента вторичной переработки (90%).
В среднесрочной перспективе мировой рынок конструкционной стали, прогнозирует Grand View Research, будет расти со среднегодовым темпом 5,6% и достигнет в 2025 году $140 млрд.
На развитии инфраструктуры
Номинально российский рынок металлоконструкций демонстрирует темпы роста, сильно опережающие прогнозные общемировые показатели. Так, по данным Росстата, объем производства конструкций из черных металлов (до 2017 года — код ОКПД 28.11.10, с 2017-го — код ОКПД2 25.11.23) по итогам 2018 года увеличился на 26%, до 5,3 млн тонн. Однако, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, при формировании показателя «Конструкции строительные сборные из стали» Росстат включает в него не только стальные конструкции для строительства зданий и объектов инфраструктуры, но и ряд других классов конструкций и изделий, в том числе арматурные конструкции для ЖБИ, чугунные изделия, конструкции для использования в судостроительной и машиностроительной отраслях и т. д.
По оценкам INFOLine, столь интенсивный рост производства в 2018 году объясняется в первую очередь переходом на новый каталог показателей ОКПД2 и включением в соответствующий показатель других видов конструкций. INFOLine, объясняет господин Бурмистров, очищает данный показатель от прочих видов металлопродукции, приводя данные только по производству конструкций для строительства зданий и объектов инфраструктуры. Агентство ведет собственную статистику производства базовых видов строительной металлопродукции, в том числе стальных строительных металлоконструкций (каркасы зданий и сооружений, конструкции мостов и эстакад, дорожные металлоконструкции, опоры ЛЭП, мачты связи), листовой металлопродукции (сэндвич-панели, профлист, металлочерепица), а также прочей металлопродукции строительного и смежного назначения (конструкции и изделия для трубопроводов, конструкции для судостроительной отрасли, шпунтовые конструкции, решетчатый настил).
По данным INFOLine, по итогам 2018 года производство металлопродукции строительного назначения (без учета арматуры) выросло на 10% и превысило 3,6 млн тонн, а производство непосредственно стальных конструкций строительного назначения (каркасы зданий и сооружений, конструкции мостов и эстакад, дорожные металлоконструкции, опоры ЛЭП, мачты связи) — на 9%, до 2,1 млн тонн. В 2017–2018 годах, отмечает господин Бурмистров, наиболее значительный рост потребления металлоконструкций наблюдался в сегменте строительства объектов инженерной инфраструктуры, а также объектов сельскохозяйственного назначения.
Закалка и прочность
Растущие объемы заказов со стороны строительного сектора и заводов металлоконструкций требуют высококачественной конструкционной стали. Одним из крупнейших ее отечественных производителей и поставщиков является EVRAZ. Сталь компании легла в основу ключевых промышленных и знаковых для страны гражданских объектов. Только за последние годы металлопродукция компании, и прежде всего балка ЕВРАЗ НТМК, в больших объемах использовалась при строительстве Амурского ГПЗ «Газпрома», «Запсибнефтехима» СИБУРа, «Ямал СПГ» НОВАТЭКа, суперверфи «Звезда» в Приморье, космодрома Плесецк, завода Mercedes-Benz в Подмосковье. В построенных к чемпионату мира-2018 футбольных стадионах Ростова-на-Дону, Саранска, Волгограда, Сочи и Нижнего Новгорода, реконструированных «Лужниках» в Москве — везде арматура производства ЕВРАЗ ЗСМК.
Как можно заметить, значительная часть этих индустриальных проектов реализуется в суровых климатических условиях Дальнего Востока и Крайнего Севера. Зачастую это требует от металлургической компании применения нестандартных решений и разработки новых видов продукции. Так, непосредственно для завода «Ямал СПГ» (отгрузки шли также на транспортную и социальную инфраструктуру) EVRAZ поставлял хладостойкую арматуру, рассчитанную на отрицательную температуру гораздо ниже атмосферной даже в этих широтах — конструкции должны выдерживать влияние низких температур сжиженного газа при возникновении каких-либо неполадок.
Балка EVRAZ повышенной прочности и раньше выдерживала температуры до –70?C. А в 2017 году ЕВРАЗ НТМК освоил уникальное производство высокопрочных двутавровых балок из стали, легированной ванадием, никелем и хромом (марки С390 и С440), которые не только выдерживают экстремально низкую температуру, но и позволяют снизить количество стали в металлоконструкциях сооружений на 10–25%.
Накопленный опыт и передовые разработки EVRAZ, очевидно, будут востребованы при поставках металла для таких масштабных проектов, как строительство Северного широтного хода (проект, в котором в разных ролях задействованы ОАО РЖД, «Газпром» и «Спецтрансстрой» Юрия Рейльяна) и Амурского газохимического комплекса СИБУРа.
Трансформация под заказчика
Уникальная компетенция EVRAZ заключается в тесной работе с проектными институтами и заказчиками на этапе проектирования объектов, подчеркивают в компании. Никто из российских металлургов ранее не использовал такой подход. EVRAZ стремится предложить оптимальное решение по использованию металла в строительных конструкциях — естественно, делая упор на свою основную продукцию (в том числе как альтернативу другим видам металлопроката), но не исключая прокат и сортамент, который компания не производит.
Этот подход позволяет изначально показать заказчику преимущества стального каркасного строительства против альтернативных решений в бетонном или ином исполнении и добиваться увеличения объема потребления стальной продукции в строительстве в целом, поскольку при переходе любого проекта с этапа проектирования в фазу реализации существенные изменения в него внести уже крайне сложно.
Если говорить о крупных промышленных объектах, реализующихся в России, то ситуация с поставками и, соответственно, с предварительной проработкой стальных решений под них довольно любопытна. С одной стороны, технологии для проектов, как правило, приносят зарубежные EPC-подрядчики и изначально в проектах предусмотрена комплектация их продукцией по зарубежным стандартам. С другой — государственная установка на импортозамещение в сочетании с тем, что многие подобные проекты реализуются компаниями с госучастием либо при поддержке госбанков, приводит к тому, что все проекты проходят адаптацию на предмет использования российской продукции.
В EVRAZ уточняют, что проактивно подходят к подобным вопросам: если и по адаптированному варианту невозможен переход на имеющийся у компании сортамент, то прорабатываются варианты освоения новых профилей (в текущем году будет освоено еще как минимум пять групп двутавровых профилей), а в ряде случаев оказывается консультационная помощь инженерам и конструкторам в подборе замен.
Можно привести пример совместного проекта EVRAZ с крупным индустриальным девелопером PNK Group по поставкам металла для создания логистических центров. Типовой проект PNK Group сконструирован на европейском сортаменте балки, и значительный объем металла постоянно присутствует на складах компании. Чтобы перейти на сортамент EVRAZ, девелоперу потребовалось бы израсходовать все запасы балки, а параллельно вести работу по перепроектированию своего типового решения. EVRAZ пошел навстречу своим партнерам и осваивает нужные профили под договоренности о будущих поставках. Уже освоено три профилеразмера двутавра, на очереди еще один.
Высокопрочный металлопрокат EVRAZ нужен не только для новых заводов «на краю» страны. Такие упрочненные балки в мировой практике используются, в частности, для высотного строительства, делая колонны зданий более компактными при сохранении требуемой несущей способности. Именно из них — правда, из европейской стали, поскольку у EVRAZ на тот момент не был освоен нужный сортамент,— строился «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге. Двутавры EVRAZ должны использоваться при строительстве высотного комплекса «Ахмат Тауэр» в Грозном (102 этажа, 435 м), у будущего подножия которого уже идет строительство ТРЦ «Грозный Молл», куда компания также отгружает свою балку.
Есть и другие перспективные области применения двутавров в гражданском строительстве, по которым EVRAZ ведет интенсивную работу с проектировщиками и заказчиками, а также с заводами металлоконструкций, стараясь найти самые эффективные решения с точки зрения экономики, скорости, простоты изготовления. Это детские сады, школы, многоуровневые парковки, склады, ангары — объекты не очень металлоемкие, но типовые, масштабируемые и строящиеся повсеместно. Для парковок, например, новые решения нужны как воздух: в центре Москвы нельзя бить сваи, делать серьезные несущие фундаменты, в городе в принципе не хватает свободного места.
Переход на стальное строительство позволит эффективнее использовать пространство и получать больше парковочных мест на той же площади, вести стройку всесезонно и при этом минимизировать количество грязи и мокрых работ. Стройка модернизируется в сборку. Отдельно прорабатываются перспективы расширения применения горячекатаной балки в мостостроении.
Важно отметить и уникальный подход EVRAZ к ценообразованию по балке. Хотя продукция производится на Урале, ее стоимость в различных регионах практически не различается, чтобы не провоцировать перетоки товара. Ценообразование строится не как цена ex-works на ЕВРАЗ НТМК плюс логистика, а формируется от субститута — стального листа, производимого региональными металлургами.
Впрочем, при реализации крупных проектов региональные цены на балку не показательны: поскольку исторически ее выпускает комбинат, находящийся на Урале, то и большинство крупнейших заводов металлоконструкций, которые способны перерабатывать большие объемы металлопродукции и производить высококачественные конструкции, расположены там же (за исключением «Белгородэнергомаша» в центральной части РФ). При этом менее крупные заводы металлоконструкций, которых на сегодняшний день насчитывается до полутысячи, расположены практически во всех регионах нашей страны с разной степенью концентрации.
Потенциал для развития
Спрос на металлоконструкции, сильно зависящий от состояния смежных отраслей и объема спроса с их стороны, по мнению аналитиков, пока продолжит расти. Михаил Бурмистров говорит, что в 2019–2020 годах этот рост будет связан с сегментом торгово-развлекательных центров, где запланирован ввод ряда крупных объектов, строительство которых было заморожено или приостановлено в 2015–2017 годах, а также со строительством объектов транспортной инфраструктуры: железных и автомобильных дорог, портов и терминалов (развитие БАМа и Транссиба, реализация проектов, предусмотренных комплексным планом модернизации инфраструктуры).
В долгосрочной перспективе наиболее стабильной нишей потребления металлоконструкций останутся логистические объекты: развитие онлайн-торговли, оптимизация ритейлерами и производителями логистических издержек, а также развитие экспорта, импорта и транзита через территорию РФ обеспечат долгосрочный спрос на качественные складские площади (в том числе с контролируемым климатом), говорит господин Бурмистров.
Существенный потенциал роста потребления металлических конструкций связан с жилищным и социальным строительством (школы, детские сады, медучреждения), где в настоящее время количество проектов с использованием металлического каркаса или ограждающих конструкций чрезвычайно мало и превалируют конструкционные схемы с применением бетона (панельные, ЖБИ, монолитные конструкции).
Основными препятствиями для расширения использования металлического каркаса и ограждающих конструкций, по мнению господина Бурмистрова, являются отсутствие типовых проектных решений и консервативная позиция частных девелоперов и государственных заказчиков.
Международный опыт, говорит директор по маркетингу Ассоциации развития стального строительства Валерия Древцова, показывает, что доля стального строительства в развитых странах достигает 60% и более (Великобритания — 68%, США и Швеция — 65%), а в России на данный момент — только 13%: «Поэтому в нашей стране потенциал для развития стального строительства колоссальный, тем более что технология имеет ряд преимуществ, которые позволяют возводить здания с высокой скоростью, в любых климатических зонах, любой архитектурной сложности и, что не менее важно, без вреда для окружающей среды».
Важность и актуальность участия в федеральных и региональных программах строительства понятны всем участникам рынка металлоконструкций, отмечает госпожа Древцова. Государство сейчас является важным заказчиком наряду с крупными девелоперами. Выделяются большие суммы на строительство объектов гражданского назначения (детские сады, школы, больницы, спортивные сооружения, транспортная инфраструктура и пр.), а главное — данные программы рассчитаны на долгосрочную перспективу.
«Успешной реализации таких программ строительства будет способствовать использование типовых решений и проектов,— говорит Валерия Древцова.— Ассоциация ведет активную работу в данном направлении, ведь каждый заказчик заинтересован в сокращении сроков возведения объектов и снижении себестоимости строительства».
Анна Павлова, Наталья Скорлыгина