Чем живет рынок металлоконструкций в России? Стальное строительство набирает обороты
В столичном Экспоцентре состоялась выставка, посвящённая рынку металлоконструкций, литейного оборудования, труб и проволоки. На конференции «Металлоконструкции-2024», организованной Ассоциацией развития стального строительства, побывал обозреватель «Про Металла».
В начале несколько слов о самой выставке. Прогресс постоянно идёт вперёд, что и демонстрировалось на многих павильонах. Например, автор с интересом выяснил, что лазерные технологии резки и сверления отверстий вполне уверенно зашли на рынок металлоконструкций, и лазером уже можно резать довольно толстую сталь. Более того, это оказывается чуть ли не втрое дешевле и сильно быстрее, чем плазменная резка. Такие станки китайского производства среди прочего предлагали представленные на выставке компании.
К слову сказать, именно от китайских фирм в павильонах просто рябило в глазах. Как выразился один из российских участников, «я китайцев больше, чем здесь, видел разве что только в Китае». Партнеры из Поднебесной захватывают российский рынок?
Впрочем, как сказали на стенде компании «Современные литейные технологии», «масштабы экспансии порой пугают, но надо помнить, что директора заводов постоянно сталкиваются с дилеммой: купить у российского производителя или чуть дешевле у китайского, но держать при этом в уме, что со вторыми могут возникнуть проблемы с гарантийным обслуживанием, с поставкой в будущем запчастей, и вообще миллиард неожиданных трудностей». Так что, видимо, не всё ещё потеряно...
Что же касается конференции, посвящённой рынку металлоконструкций, то она продолжалась больше пяти часов, не считая перерывов, и затронула очень широкий круг проблем. Началось, естественно, с нормативной базы. Почему стальное строительство выигрывает у традиционного, бетонного (хотя участники конференции предпочитали говорить не о конкуренции, а о «синергии стали и бетона»)?
Скорость, меньшая материалоёмкость при сопоставимых ценах. Но есть к металлическому строительству и вопросы — огнестойкость, устойчивость к коррозии и так далее. Всё это жёстко должно регулироваться ГОСТами и другими нормами, иначе проект не пропустит экспертиза.
Ассоциация развития стального строительства, которой исполнилось уже 10 лет, как говорится, не ждёт милости от природы — она сама финансирует разработку специализированными институтами некоторых ГОСТов и иных нормативных документов. И у АРСС есть дорожная карта развития нормативной базы, которая довольно успешно выполняется.
Об этой проблеме говорил, в частности, участник этого процесса, директор ЦНИИСК им. Кучеренко профессор Иван Ведяков. Сейчас, например, его институт в содружестве с Ассоциацией разработал три новых ГОСТа, в том числе по высокопрочным болтам.
К слову, посетовал Иван Иванович на общую для всей отрасли проблему подготовки специалистов: «Я считаю, те, кто заканчивают сейчас бакалавриат (я их бакалейщиками называю), находятся сейчас на уровне выпускников советского техникума. Они приходят, и их бесполезно спрашивать, чем высокопрочные болты отличаются от обычных, или что такое предел текучести металла. Они этого просто не знают, как и другие элементарные вещи».
Его успокоили коллеги, сказав, что от системы бакалавриата страна сейчас постепенно отказывается...
Выступили на конференции как представители дочерних структур холдингов-гигантов, так и сравнительно небольших заводов и фирм. В частности, они делились опытом преинжиниринга.
Предварительная тщательная проработка конструкторских решений способна в стальном строительстве резко сократить объём необходимых материалов, а стало быть, и затраты. Речь может идти и о правильном подборе марок используемой стали, и об оптимизации конструкционных решений и т.д.
Например, компании «Северсталь Стальные Решения» удалось благодаря более тщательной проработке проекта строительства помещения для сортопроволочного прокатного стана на Череповецком меткомбинате достичь экономии в 22%.
Об интересном опыте строительства культурно-образовательных комплексов в регионах России рассказал представитель «Стройтрансгаза» — на примере Калининградской области (комплекс включает в себя, ни много ни мало, филиал Третьяковской галереи, Театр оперы и балета, Высшую школу искусств).
При этом нужно было просчитать немалые логистические проблемы, учитывая удалённость Калининградского анклава. Лёгкие конструкции делались тремя заводами на месте, а тяжёлые пришлось везти с завода в Подмосковье сперва в Санкт-Петербург, а после морем. В частности, металл в новом комплексе использовался и для отделки фасадов — и его текстура придаёт зданиям неповторимую индивидуальность.
Автору очень запомнилось также видео построенного всего за полгода образовательно-молодёжного центра в Ханты-Мансийске, благодаря удивительно красивой системе подсветки изнутри здания, через специальную металлическую мембрану (строила компания «ИНСИ стальные конструкции»).
Световые композиции изображают созвездия, а также мамонтов у входа... В Югре температура зимой падает порой ниже 45 градусов. Для жителей Сургута или Нижневартовска и минус 50 не редкость. Но с металлом как раз при этом проблем не было — главной сложностью было найти светодиоды, чтобы такие температуры выдерживали.
Сегодня масштаб строительства с использованием стальных конструкций в России растёт из года в год. От жилых домов и небольших отелей до таких «великанов», как строящаяся сейчас компанией EVRAZ STEEL BUILDING вытяжная башня из стальных конструкций в рамках проекта по реконструкции аглофабрики на ЕВРАЗ-ЗСМК (высота 150 метров, 26 этажей — её в компании называют «Сибирской Эйфелевой башней»).
При этом вопрос оптимизации производства в отрасли — это не только технологии, но и бизнес-процессы. Об их организации очень эмоционально, если не сказать вдохновенно, говорил директор EVRAZ STEEL BUILDING по взаимодействию с заводами металлоконструкций Евгений Самарин:
«Наш холдинг стремится выстроить экосистему, в которую войдут заводы-партнёры, где будет комфортно всем участникам. Сегодня в стране порядка 2,5 тысячи предприятий, которые можно отнести к ЗМК (включая вариант «варим стальные ворота в гараже»). Из них порядка 500 серьёзных, с которыми можно работать. Из их числа мы около 75 готовы включить в пул «грузим всегда», то есть готовы им обеспечить постоянные объёмы заказов. И, наконец, порядка 25 заводов, с которыми установлены отношения «джентльменов».
То есть мы друг другу можем доверять, наш холдинг будет готов поддержать таких в трудную минуту — например, заплатить аванс при кассовом разрыве у партнёра (но если такие случаи будут слишком часты, задумаешься, а прочно ли партнёр стоит на ногах). У нас есть свои требования к заводам-«джентльменам», в том числе не только по качеству продукции, но и по уровню их менеджмента, но для них такое стабильное сотрудничество будет крайне выгодным, позволит расти и развиваться», — подчеркнул Самарин.
На вопрос обозревателя «Про Металла», а почему бы холдингу заводы металлоконструкций просто не скупить в потребном количестве, Евгений Самарин отметил, что у EVRAZ STEEL BUILDING нет стратегической цели подгрести под себя весь рынок. Пусть партнёрские предприятия не «расслабляются», сами несут ответственность за себя и свою продукцию.
«Если нам и покупать какие-то заводы ЗМК, то не ключевые предприятия, а те, которые, так сказать, балансируют рынок, гарантируя на нём стабильность, — ответил Евгений Самарин. — Уровень доверительного партнёрства с изготовителями нас сейчас вполне удовлетворяет. К тому же мы сейчас построили цифровую систему управления заказами Ferrion, которая значительно упрощает наше взаимодействие».